Нотное приложение:
    Omaggio, стр. 1
        Omaggio, стр. 2
|
Г. Карпусенко
МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ
Жизнь и творчество
В каком бы жанре ни писал испанский
композитор: для фортепиано или скрипки,
в его сердце всегда звучит гитара.
    Последние десятилетия прошлого века были ознаменованы в Испании подъемом во всех областях культурной жизни. Это движение, получившее
название "Ренасимьенто" (возрождение), вывело музыку Испании на мировую арену главным образом благодаря творчеству знаменитых композиторов - Альбениса, Гранадоса и Мануэля
де Фальи.
    Мануэль де Фалья родился в Кадисе 25 ноября 1876 г.
Большую роль в формировании музыканта сыграли домашние впечатления- музицирование деда и матери, которая была хорошей пианисткой, песни няни. Он рано познакомился с
зарубежным искусством.
В музыкальных салонах Кадиса исполнялась самая различная музыка, итальянские оперы Беллини и Доницетти. Его первой учительницей была мать. В девятилетнем возрасте Фалья
участвовал как хорист в исполнении оратории Гайдна "Семь слов", выступал в качестве пианиста в различных концертах, увлекался театром, изучал и самостоятельно анализировал
разнообразные произведения, разыгрывал дома пьесы собственного сочинения. В двадцатилетнем возрасте он переехал в Мадрид, где брал уроки фортепианной игры у профессора Траго.
Мануэля отличала высокая требовательность к себе, трудолюбие и настойчивость.
    Его первые пьесы: Вальс-каприс для фортепиано, "Испанская серенада" для скрипки и фортепиано. Проявляя интерес к национальному искусству, в течении семи лет
(1897-1904 гг. ) он написал музыку 5 сарсуэл. Большое влияние на молодого композитора оказало знакомство с Ф. Педрелем, в лице которого он нашел мудрого наставника. В 1904 г. Фалья
одержал две блистательные победы: его опера "Короткая жизнь" получила первую премию на конкурсе, организованном Академией изящных искусств, а затем первый приз, выступая в
качестве пианиста.
    Годы учения закончились, и в 1907 году композитор прибыл в Париж, где получил место пианиста и руководителя оркестра маленького театра. В Париже Мануэль де Фалья
провел семь лет, изучая новую французскую музыку. Здесь он знакомится с известными музыкантами: П. Дюка, Р. Виньесом, М. Равелем, И. Альбенисом, Дебюсси, И. Стравинским,
Дягилевым..
    Он сочиняет, выступает с концертами. В 1911 г. он совершает концертную поездку в Англию, где играет свои "Испанские пьесы", посвященные И. Альбенису. В этом
произведении для фортепиано выступают национальные черты, возникают отголоски танцевальных наигрышей стиля фламенко и песенного напева, близкого по характеру канте хондо,
свидетельствующие о влиянии искусства блистательных гитаристов, которыми славится родной край Фальи. "Четыре испанские пьесы" были начаты в Испании, а закончены уже в Париже
и это сказалось на характере музыки: в ней есть та элегантность и законченность, которые появились под влиянием общения с французскими друзьями.
    В 1914 г. перед отъездом из Парижа был написан замечательный цикл "Семь испанских песен" для голоса и фортепиано. Это небольшая, тщательно подобранная антология
испанской народной музыки, свидетельствующая о глубоком проникновении автора в сущность народного творчества. "Семь испанских песен" - одно из известнейших произведений Фальи,
где в выборе песен автор руководствовался желанием показать многообразие родного фольклора. Голос и фортепиано слиты в них в нерасторжимом единстве, что позволяет причислить
обработки Фальи к лучшим произведениям этого жанра. "Семь испанских песен" - это "Мавританская шаль", "Сегидилья мурсиана", "Астуриана", "Хота", "Колыбельная", "Кансьон" и "Поло" -
неистово страстная мелодия, где чисто гитарный эффект звуков хорошо передан средствами фортепиано.
    В Париже Фалья работал интенсивно, но произведения его были немногочисленны - он долго вынашивал замыслы и тщательно шлифовал все детали своих работ. Данью
увлечения французской поэзией, творчеством Дебюсси, Равеля стали "Три мелодии" на слова Т. Готье. Это песни - "Голубки", "Китайское", "Сегидилья", в которых главную роль играет
ритмический элемент танца, сопровождающий капризный и строгий напев сегидильи с ее типичными оборотами и выкриками. Вслед за этими песнями Фалья приступил к работе над
"Ноктюрнами" ("Ночи в садах Испании"). Работа была закончена уже по возвращении композитора на родину осенью 1914 г. Здесь же была завершена работа над балетом
"Любовь-волшебница", в котором нашли отражение легенды андалусских цыган. Премьера балета состоялась 15 апреля 1915 г. в Мадридском театре "Лара". Балет "Любовь-волшебница" -
шаг вперед в творческой разработке анда-лусского фольклора. Наиболее интересными номерами балета являются "Танец страха" и "Танец огня", а также три песни, в которых отчетливо
слышится интонация канте хондо. В музыке балета преобладает романтическая пылкость. Партитура балета напоминает концертную сюиту, что открыло ей впоследствии путь на эстраду.
Впервые это произошло в концертах Национального общества музыки, основанного в Мадриде Мануэлем де Фалья совместно с Адольфо Саласаром. Красота мелодического материала,
богатство ритмов, яркость и колоритность оркестровки отличают музыку балета, в которой лирическая страстность и нежность сочетаются с темпераментом и фантастикой. Фалья дает в
партитуре подзаголовок-"Симфонические впечатления для фортепиано с оркестром", точно определяя жанр и характер произведения. Композитор живописует родную южную страну,
любуясь богатством ее красок и образов. По тонкости рисунка, мастерству использования инструментов это одна из лучших партитур композитора. Музыка "Ночей в садах Испании"
соткана из народных интонаций и ритмов. Она подтвердила стремление Фальи к жанровому разнообразию - он ставил своей целью обогащение родной музыки во всех формах и решал эту
задачу настойчиво и планомерно, с неизменной требовательностью к своему труду.
В Париже. 1910
    В 1919 г. была написана фантазия "Бетика", ставшая последним произведением для фортепиано. Бетика - название римской провинции в южной Испании.
Инструментальные истоки фантазии ведут к технике андалусийской гитары. Сущность музыкального развития напоминает импровизации гитаристов, где страстность и неожиданность
контрастов подчиняются четкой ритмике. В стихию гитарных наигрышей вплетаются напевы канте хондо, все сливается во вдохновенном музыкальном апофеозе Андалусии. Фантазия
"Бетика" - произведение, примечательное по мастерству композиторской работы, умению строить большие эпизоды на развитии немногих лаконичных элементов. В наследии Фальи "Бетика"
осталась самым крупным его произведением для фортепиано и последним обращением к андалусий-скому фольклору. Фантазия, посвященная А. Рубинштейну, была впервые исполнена в
Нью-Йорке. 7 апреля 1919 г. на сцене Мадридского театра "Эслава" была поставлена пантомима М. де Фальи "Коррехидор и Мельничиха", затем в результате пересмотра партитуры
пантомимы появился двухактный балет "Треуголка". Премьера балета состоялась в Лондонском театре "Альгамбра" 22 июля 1919 г. и прошла с большим успехом. Музыка балета сверкает
блестками народного юмора и привлекает богатством композиторской фантазии. Фалья свободно пользуется различными техническими средствами и приемами. Так, подчас он
почти точно воспроизводит гитарные наигрыши. В "Треуголке" Фалья решительно выходит из образной сферы своего первого балета, переключаясь из области легенд в атмосферу жизни
испанской провинции. Музыка балета тесно связана со сценическим действием, в ней много иллюстративных эпизодов. Партитура "Треуголки" состоит из двух частей: первая почти ничем
не отличается от пантомимы "Коррехидор и Мельничиха", вторая написана позднее для дягилевского спектакля. В освоении технических приемов Фалья стремился идти Б ногу со временем,
не забывая о заветах Пед-реля и оставаясь всегда испанским мастером, одаренным чувством живого восприятия требований жизни и отвечающим на них в духе собственной
индивидуальности.
    Появление "Треуголки" в репертуаре балетной труппы Дягилева явилось новым подтверждением артистической репутации Фальи, свидетельствовало о росте внимания к
нему во всем мире, а вместе с тем о международном признании достижений новой испанской музыки. Работой над "Треуголкой" закончился мадридский период его жизни, оказавшийся
чрезвычайно плодотворным.
    В 1919 г. Фалья переехал в Гранаду, где жил в атмосфере народной музыки. Одним из близких друзей композитора стал в эти годы поэт Гарсиа Лорка, человек высокой
музыкальной одаренности. В его доме часто устраивались спектакли, в подготовке которых участвовал Фалья. Гарсия Лорка говорил: "Мануэль де Фалья - мой учитель. Он не только
большой музыкант - он святой. Он преподал мне великий урок скромности". В 1922 г. в Гранаде прошел конкурс народных певцов и ги-таристов канте хондо, инициаторами которого были М.
де Фалья, Гарсиа Лорка, Андрес Сеговия. Целью конкурса было привлечение внимания общественности к самобытному искусству, сильно потесненному к тому времени эстрадой,
поддержка его талантливых представителей и, в конечном счете, сохранение драгоценного национального наследия.
    Организация конкурса требовала большой подготовительной работы, проводившейся и в самой Гранаде и в ее окрестностях - повсюду разыскивались певцы, владеющие
канте хондо, не затронутые эстрадными влияниями. Усилия увенчались успехом, удалось провести великолепный праздник народного искусства. К конкурсу было приурочено издание
работы М. де Фальи "Канте хондо -старинный андалусский стиль пения и его влияние на музыкальное искусство Европы". Один из ее разделов посвящен гитаре. М. де Фалья различал
мавританскую и кастильскую гитару. Исполнители на первой играют "щипком, зацепляя струны", в то
время как на второй играют приемом расгеадо (удар кончиками пальцев по струнам), которого и сейчас придерживаются в народе. Фалья был страстным апологетом гитары и придавал
большое значение разработке ее характерных приемов в музыке испанских композиторов. Единственное сочинение М. де Фальи для гитары - пьеса "Памяти Клода Дебюсси" - дань памяти
другу и великому композитору. Выбор инструмента объяснялся просьбой каталонского гитариста Мигеля Льобета написать для него концертную пьесу. Его призыв нашел отклик у Фальи,
всегда живо интересовавшегося гитарой, изучавшего школы игры на ней, консультирующегося с исполнителями. Пьеса "Памяти Клода Дебюсси" была исполнена в Париже знаменитым
гитаристом Эмилио Пухолем, вошла в репертуар Андреса Сеговии.
    Крупным артистическим начинанием Фальи было создание в Гранаде симфонического оркестра Бетика, целью которого стало распространение классической музыки.
Концертами дирижировал Фалья. Оркестр Бетика одним из первых возродил в стране культуру камерно-оркестрового исполнительства. Деятельность оркестра продолжалась долгие годы,
способствуя музыкальному просвещению народных масс.
    Первые годы жизни в Гранаде явились такж воплощением замыслов новых произведений. Так появился "Балаганчик мастера Педро" по роману Сервантеса "Дон-Кихот".
Его концертная премьера состоялась 28 марта в Севилье, и в последующие годы он неоднократно исполнялся во многих городах с постоянным успехом. "Балаганчик" стал последним
произведением Фальи для музыкального театра. Символично, что сочиняя музыку для театра марионеток, Фалья обратился не к его традиционным сюжетам, а к великому наследию
Сервантеса, ввел в действие самого рыцаря Печального образа. Об этом произведении, самобытном по стилю и форме, прекрасно сказал Ф. Пуленк: "Балаганчик" мне всегда
представляется явлением музыкального искусства, подобным шедеврам Ренессанса, где драгоценные камни как будто в беспорядке, но так талантливо вставлены в чудесную оправу".
    В Гранаде Фалья написал пьесу для камерного оркестра и голоса "Психея", концерт для клавесина, сыгранный впервые в Барселоне в 1926 г., сонет Кордове для голоса и
арфы (1927 г. ). Здесь же появились замыслы одного из самых крупных произведений Фальи "Атлантида", которое так и осталось незаконченным.
Первые годы жизни в Гранаде явились такж воплощением замыслов новых произведений. Так появился "Балаганчик мастера Педро" по роману Сервантеса "Дон-Кихот". Его концертная
премьера состоялась 28 марта в Севилье, и в последующие годы он неоднократно исполнялся во многих городах с постоянным успехом. "Балаганчик" стал последним произведением Фальи
для музыкального театра. Символично, что сочиняя музыку для театра марионеток, Фалья обратился не к его традиционным сюжетам, а к великому наследию Сервантеса, ввел в действие
самого рыцаря Печального образа. Об этом произведении, самобытном по стилю и форме, прекрасно сказал Ф. Пуленк: "Балаганчик" мне всегда представляется явлением музыкального
искусства, подобным шедеврам Ренессанса, где драгоценные камни как будто в беспорядке, но так талантливо вставлены в чудесную оправу".
В Гранаде Фалья написал пьесу для камерного оркестра и голоса "Психея", концерт для клавесина, сыгранный впервые в Барселоне в 1926 г., сонет Кордове для голоса и арфы (1927 г. ).
Здесь же появились замыслы одного из самых крупных произведений Фальи "Атлантида", которое так и осталось незаконченным.
    За 10 лет жизни в Гранаде Фалья обрел многие духовные ценности и очень изменился. Альфредо Казелла, очарованный Фальей, оставил яркое описание его внешности:
"Его тип был стопроцентно андалусским и казался взятым полностью с какого-нибудь портрета Эль Греко. Высокий лоб, темные глаза, прямой нос, тонкие губы, выражение аскетическое, но
временами страстное, иногда имевший вид земного человека, иногда - старинного монаха". Все, знавшие Фалью, вспоминают о нем, как о незаурядной личности, сложной и
высокоинтеллектуальной, с ее чисто испанскими национальными чертами. Он вызывал в воображении образ идальго - благородного, гордого. Но внутренний мир композитора был
непростым, полным конфликтов при всей свойственной ему сдержанности и замкнутости, дававших себя чувствовать в период духовных кризисов.
    Фалья продолжал активно участвовать в музыкальной жизни города, выступать с концертами. В 1931 г. он отправился в Лондон, затем на Международный фестиваль в
Венецию вместе с Андресом Сеговия, затем в Цюрих, Сан-Ремо. В 1931 г. Фалья отправился на Мальорку, что было вызвано ухудшением состояния здоровья композитора, где провел
несколько недель. По просьбе Классической капеллы Пальмы он сделал переложение "Ауе Мапа" Виктории и сам провел ее премьеру. Один из слушателей вспоминал: "Руками, взглядом,
лицом он больше чем дирижировал; умолял и держал в пальцах невидимые огненные четки". В Пальме была написана "Баллада о Мальорке" для смешанного хора и продолжена работа над
"Атлантидой".
    В 1933 г. М. де Фалья принял участие в Фестивале Шопена, после чего возвратился на родину и прожил там до осени 1939 г. В этот период композитор написал пьесу
"Педрелиана" - оркестровую сюиту, последнее законченное произведение Фальи. Она носит чисто ретроспективный характер- композитор уходит в прошлое, в мир воспоминаний о дорогих
для него людях, ищет в них опору в переживаемые им трудные и печальные времена. В 1939 г. М. де Фалья побывал в Аргентине, где выступал с концертами.
    В 1941 г он окончательно обосновался в Альта Грасия в провинции Кордова (Аргентина). Музыка никогда не уходила из его помыслов: "Я чувствую потребность жить со
своей музыкой и носить ее в себе, долго хранить ее, чтобы позволить расцвести на досуге этому таинственному организму, который станет моим произведением. Я не понимаю, как артист
может не работать все время и как работать все время, не находясь в одиночестве".
    Мануэль де Фалья скончался 14 ноября 1946 г. Его тело было перевезено в Испанию и торжественно погребено в соборе Кадиса. Так сын Кадиса возвратился навечно на
родную землю, всегда остававшуюся для него дорогой.
    Мануэль де Фалья завершил период испанского музыкального возрождения и стал в нем самой крупной личностью. Фалья говорил, что для художника существует только
один путь - непрерывной работы и исканий, и лишь вступив на него, он может выполнить свою миссию. Поэтому композитор и призывал учиться у великих мастеров прошлого и
современности, учиться без подражания, творчески осваивая то, что ближе всего собственной индивидуальности художника.
|